Для итогового сочинения

Критерии |  Бланки | Разделы ИС 2025/26 

Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 3 декабря 2025 года.

МСК+9 КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

101.Что значит «учиться на горьком опыте»?
202. Связаны ли между собой любовь и доброта? 
302. Почему важно уметь оценивать собственные поступки? 
408. Легко ли жить в эпоху перемен?
506. Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»? 
612. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?

`

+8 часов к Москве

102. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
212. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении»? 
310. Почему, по Вашему мнению, люди дорожат своей репутацией? 
410. Воспоминание о каком событии отечественной истории XX века важно удержать в народной памяти? 
502. Какие психологические проблемы, поднятые в художественной литературе, Вам интересны? 
605. Благодаря чему оратор воздействует на слушателей?

+7 часов к Москве

112. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? 
211. Он и она: в чём могут быть причины непонимания? 
304. Какое влияние на поступки людей может оказывать общественное мнение? 
402. По мнению П.Я. Чаадаева, «история – ключ к пониманию народа». Согласны ли Вы с этим утверждением отечественного философа? 
501. Какие опасности таит в себе технический прогресс? 
601. Почему подлинно талантливое художественное произведение переживает своё время?

+6 часов к Москве

109.Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
205. Способна ли, по Вашему мнению, любовь изменить человека? 
308. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» 
403. Что позволяет человеку не утратить связь с прошлыми поколениями? 
504. Какие особенности родного пейзажа Вам дороги? 
608. Как Вы думаете, почему говорят, что из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая – это родной язык?

+5 часов к Москве

111. Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека? 
207. Как, по Вашему мнению, противостоять ударам судьбы? 
312. Что связывает современных людей с предыдущими поколениями? 
409. Согласны ли Вы с убеждением Л.Н. Толстого, что единение всего народа – это условие победы в любой войне? 
503. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества? 
607. Н.А. Некрасов печалился о том, что народ не умеет различать хорошие и плохие книги. Как Вы думаете, существует ли такая проблема в современном обществе?

+ 4 часа к Москве

107. Светлые и трагические стороны любви. 
204. Почему, по Вашему мнению, люди иногда, желая добра, совершают зло? 
313. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен? 
406. Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов? 
512. Как Вы понимаете утверждение М.М. Пришвина: «Природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»? 
613.Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?

+ 3 часа к Москве

103. Нужно ли, по Вашему мнению, анализировать свои ошибки? 
209. Трудно или легко, на Ваш взгляд, делать добро? 
301. При каких условиях семейный союз может стать счастливым? 
413. Чем может быть полезно знание о событиях жизни человека, оставившего заметный след в отечественной истории? 
507. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Гумилёва: «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней»? 
604. Когда слова становятся «крылатыми»?

+ 2 часа к Москве

106. В чём счастье и в чём драма любви?
213. Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него?
307. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
401. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
510. «Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А. Некрасова?
611. По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?

+ 1 час к Москве

108. Кого, по Вашему мнению, можно считать счастливым человеком? 
210. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством? 
311. Можно ли учиться на чужих ошибках? 
412. Человек, опередивший своё время, – какой он? 
509. Всё ли можно выразить словом? 
603. Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?

Московское время

105. Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви? 
206. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека? 
306. Что в семье самое главное? 
411. Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем? 
513. В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души? 
606. Зачем современному языку устаревшие слова?

Калининградская область:

104. Как характеризуют человека его интересы и увлечения? 
208. Какие качества раскрывает в человеке любовь? 
303. Как Вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва: «Забота о памятниках – это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем»? 
405. Почему война за Отечество сплачивает народ? 
511. В чём заключается эстетическая ценность природы? 
610. Считаете ли Вы, что разные поколения всегда говорят «на разных языках»?

Связанные страницы: