True - False - Not stated в ЕГЭ по английскому встречается уже во втором задании раздела Аудирование, с которого и начинается экзамен. И хотя это задание всего лишь повышенного уровня сложности (а не высокого), оно вызывает трудности у многих школьников.
Итак, почему not stated вызывает столько проблем? Причин может быть несколько:
1. Все ученики больше привыкли к противопоставлению true - false. С этими понятиями все намного проще и очевиднее;
2. Категория not stated требует более глубокого понимания текста (устного в случае с ЕГЭ). Недаром, задание 2 в ЕГЭ нацелено на проверку понимания запрашиваемой информации (listening for specific information). Здесь не получится понять только основное содержание текста: она пошла в школу искусств и научилась рисовать натюрморты.
3. В этом задании подключаются и “надпредметные” навыки: логика, анализ.
Лайфхак: чтобы раз и навсегда разобраться и понимать категорию not stated, пойми, как ее “делают”.
Прежде чем приступить к тому, как тестологи “придумывают” not stated, давайте разберемся с true и false.
TRUE
Если слышим подтверждение в аудио тексте, то выбираем TRUE.
Слышим:
There are lots of examples in books and films where an author or script writer wants to create a new world or a new country with its own geography, culture and history. And sometimes in order to make it seem as believable as possible for the audience, authors go one step further, and create a whole new language for the characters from that place to use.
В задании:
Marcia believes that authors invent languages to make their worlds more realistic. TRUE
На уровне ЕГЭ в категории true никогда не будет простого повтора тех же самых слов из текста. Всегда будут либо синонимы (как в примере выше), либо перифраза.
FALSE
Когда мы четко можем найти опровержение, противоположную мысль (не словА) в тексте, то это FALSE.
Слышим:
On a near daily basis, Beethoven was flogged, locked in the cellar and deprived of sleep for extra hours of practice.
В задании:
Beethoven was denied hours of sleep as a punishment for poor performance. FALSE
Но будьте внимательны к деталям! Неточная информация может быть в деталях. И если эти детали противоречат друг другу, то выбираем FALSE.
Слышим:
By the second half of the 17th century, coffee had found its way to Europe.
В задании:
Coffee arrived in Europe after the 17th century. FALSE
Слышим:
The majority of the Earth’s glaciers are located near the poles.
В задании:
All glaciers exist near the north and south poles of the Earth. FALSE
Итак, теперь самое “вкусное”.
NOT STATED
Задания для экзаменов делают тестологи. Они находят (реже придумывают) тексты подходящего уровня и составляют к ним вопросы в формате T/ F/ NS. И вот чтобы придумать предложения для категории not stated, они прибегают к следующим правилам:
1) Вставляют информацию “около темы”. Это самый легкий “not stated”.
Слышим:
From childhood, Marie was remarkable for her prodigious memory, and at the age of 16 won a gold medal on completion of her secondary education.
В задании:
Marie became interested in science when she was a child. NOT STATED
Получается, что в тексте было сказано только про ее удивительную память и ни слова про интерес к науке.
Слышим:
In 1804, only weeks after Napoleon proclaimed himself Emperor, Beethoven debuted his Symphony No.3 in Napoleon’s honour.
В задании:
Beethoven’s Symphony No.3 was inspired by a famous man. NOT STATED
Здесь экзаменуемого хотят запутать на первый взгляд близкими по смыслу словами, но, если подумать, то совсем разными. “В честь Наполеона” и “быть вдохновленным кем-то” совершенно разные выражения, хотя оба имеют оттенок “восхищения”. Эти выражения НЕ противоположные (это не FALSE), а просто разные, поэтому NOT STATED.
Далее будут представлены более “изощренные”, от того и непонятные варианты not stated в ЕГЭ по английскому языку.
Чтобы сделать not stated тестологи:
2) Расширяют смысл высказывания из текста
Слышим:
John dreams of becoming a programmer.
В задании:
Teenagers dream of becoming programmers.
Чтобы правильно справляться с этим вариантом not stated - не используйте фоновые знания! Надо руководствоваться только той информацией, которая есть в тексте.
3) сужают смысл высказывания из текста, добавляют специфики.
Слышим:
John dreams of becoming a programmer.
В задании:
John dreams of becoming a Java programmer.
4) добавляют категоричные слова, такие как: the only, least, very well, just…
Слышим:
I’m sure you’ve heard of the Aira Force Waterfalls, mentioned in Wordsworth’s poems.
В задании:
The Aira Force Waterfalls was first mentioned in Wordsworth’s poems. NOT STATED
5) подлавливают на логике. Что делать? Не домысливать!
Слышим:
Composer Ludwig van Beethoven was born on December 16, 1770, in Bonn, Germany. Sometime between the births of his two younger brothers, Beethoven’s father began teaching him music with an extraordinary rigour and brutality that affected him for the rest of his life.
В задании:
Beethoven’s father was also a talented musician. NOT STATED
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самый лучший способ с легкостью справляться с not stated - потренироваться придумывать not stated самим. Берете текст, какое-нибудь предложение и придумываете к нему разные true/ false/ not stated. Почувствуйте себя в “шкуре” тестолога и тогда вы “набьете руку” на этом задании и сможете улавливать тонкости каждой категории.
Помогала разобраться с not stated - эксперт сайта otli4niki.ru Светлана Бикбова.
Смотрите также: