Для итогового сочинения

Критерии |  Бланки | Разделы ИС 2024/25 

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения можно найти в методических рекомендациях по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела:

- связаны с вопросами, которые человек задаѐт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;



- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах еѐ достижения, любви и дружбе; 

- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы раздела:

- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;

- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения. При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

- соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

- соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

- соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

- нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

- быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Связанные страницы: