Для итогового сочинения

Критерии |  Бланки | Разделы ИС 2024/25 

Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 6 декабря 2023 года.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ





107. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
206. Чем различаются дружба и приятельство?
305. А.С. Пушкин считал лучшими изменениями те, «которые происходят от улучшения нравов». Разделяете ли Вы эту позицию?
405. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
510. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?
607. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ и др.

112. Что мешает человеку быть счастливым?
203. Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?
311. Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
412. Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?
508. Может ли общение с природой изменить человека?
604. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

МСК+1

109. Согласны ли Вы с мыслью, что жизнен
ный путь – это постоянный выбор?
208. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
313. Когда равнодушие может стать преступлением?
408. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
504. Способна ли природа воспитывать человека?
612. Как исторические события влияют на изменения в языке?

МСК+2

101. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
209. Какое качество Вы больше всего цените в других?
304. Когда эгоизм приводит к преступлению?
413. Как Вы понимаете утверждение М.Ю. Лермонтова: «Делить веселье все готовы – никто не хочет грусть делить»?
502. Согласны ли Вы с тем, что природа совершенна во всех своих проявлениях?
605. Что важнее в книге – как она написана или о чём?

МСК+3

110. В чём заключается ценность жизненного опыта?
212. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
307. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
406. Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
503. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
603. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение»?

МСК+4

108. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
202. Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
306. Какие качества делают человека лидером?
410. Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?
511. Почему важно мудро распоряжаться своим временем?
613. Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

МСК+5

106. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
210. В чём сила фронтовой дружбы? 303.Конфликт поколений как общественная проблема.
402. Что такое «связь времён»?
506. Человек в мире природы: покоритель или сотворец?
608. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

МСК+6

104. «Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет». Согласны ли Вы позицией А.С. Пушкина?
207. Как судьба человека связана с историей народа?
309. Когда дом становится местом встречи поколений?
409. Какими качествами должен обладать настоящий воин?
505. Может ли общение с природой обогатить человека?
611. В чём сила слова?

МСК+7

102. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
204. Что такое свобода выбора?
301. Согласны ли Вы с утверждением героя М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
401. Что значит быть гражданином?
512. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?
610. Способно ли искусство пробудить в человеке отзывчивость?

МСК+8

103. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев А.С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»?
201. Что мешает людям понимать друг друга?
308. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
411. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
501. Человек науки – каким он должен быть?
606. Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте.

МСК+9 КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

105 .Должен ли человек смирять свою гордость?
205. Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
302. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
403. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
509. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
602. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?



Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём –от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.

Темы 1,2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3,4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5,6 «Природа и культура в жизни человека».

Связанные страницы: