Все темы итогового сочинения по направлениям для всех регионов страны. 3 декабря 2025 г.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
101. Что значит «учиться на горьком опыте»?
102. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
103. Нужно ли, по Вашему мнению, анализировать свои ошибки?
104. Как характеризуют человека его интересы и увлечения?
105. Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?
106. В чём счастье и в чём драма любви?
107. Светлые и трагические стороны любви.
108. Кого, по Вашему мнению, можно считать счастливым человеком?
109. Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
111. Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека?
112. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
202. Связаны ли между собой любовь и доброта?
204. Почему, по Вашему мнению, люди иногда, желая добра, совершают зло?
205. Способна ли, по Вашему мнению, любовь изменить человека?
206. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
207. Как, по Вашему мнению, противостоять ударам судьбы?
208. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
209. Трудно или легко, на Вашему взгляд, делать добро?
210. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
211. Он и она: в чём могут быть причины непонимания?
212. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении»?
213. Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него?
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
301. При каких условиях семейный союз может стать счастливым?
302. Почему важно уметь оценивать собственные поступки?
303. Как Вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва: «Забота о памятниках – это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем»?
304. Какое влияние на поступки людей может оказывать общественное мнение?
306. Что в семье самое главное?
307. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
308. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
310. Почему, по Вашему мнению, люди дорожат своей репутацией?
311. Можно ли учиться на чужих ошибках?
312. Что связывает современных людей с предыдущими поколениями?
313. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
401. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
402. По мнению П.Я. Чаадаева, «история – ключ к пониманию народа». Согласны ли Вы с этим утверждением отечественного философа?
403. Что позволяет человеку не утратить связь с прошлыми поколениями?
405. Почему война за Отечество сплачивает народ?
406. Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов?
408. Легко ли жить в эпоху перемен?
409. Согласны ли Вы с убеждением Л.Н. Толстого, что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
410. Воспоминание о каком событии отечественной истории XX века важно удержать в народной памяти?
411. Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?
412. Человек, опередивший своё время, – какой он?
413. Чем может быть полезно знание о событиях жизни человека, оставившего заметный след в отечественной истории?
3. Природа и культура в жизни человека
501. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
502. Какие психологические проблемы, поднятые в художественной литературе, Вам интересны?
503. Какие открытия, на Вашему взгляд, изменили судьбу человечества?
504. Какие особенности родного пейзажа Вам дороги?
506. Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»?
507. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Гумилёва: «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней»?
509. Всё ли можно выразить словом?
510. «Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А. Некрасова?
511. В чём заключается эстетическая ценность природы?
512. Как Вы понимаете утверждение М.М. Пришвина: «Природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»?
513. В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?
601. Почему подлинно талантливое художественное произведение переживает своё время?
603. Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?
604. Когда слова становятся «крылатыми»?
605. Благодаря чему оратор воздействует на слушателей?
606. Зачем современному языку устаревшие слова?
607. Н.А. Некрасов печалился о том, что народ не умеет различать хорошие и плохие книги. Как Вы думаете, существует ли такая проблема в современном обществе?
608. Как Вы думаете, почему говорят, что из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая – это родной язык?
610. Считаете ли Вы, что разные поколения всегда говорят «на разных языках»?
611. По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?
612. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
613. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
Связанные страницы: