Официальный сайт ФИПИ опубликовал по два варианта досрочного периода ЕГЭ 2020 по литературе. В 2020 году ФИПИ дополнительно публикует и ответы с критериями оценивания.
Так же ФИПИ опубликовал методические рекомендации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2020.
вариант 1 | ответы | критерии
вариант 2 | ответы | критерии
→ методические рекомендации
Каждый вариант контрольных измерительных материалов по литературе состоит из двух частей (принята сквозная нумерация заданий). КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений (или их фрагментов). Проверяется умение понимать содержание и определять особенности художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать предложенные художественные тексты в сопоставлении с произведениями других авторов на основании близости их проблематики.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (задания 1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 8, 9).
Второй комплекс относится к лирическому произведению: пять заданий с кратким ответом (задания 10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 15, 16). Выполнение любого из заданий с кратким ответом оценивается одним баллом, за выполнение заданий 8 и 15 можно максимально получить по 6 баллов.
Выполнение заданий 9 и 16 оцениваются по 10 баллов каждое. В части 1 работы, предполагающей анализ художественных текстов, проверяется не только знание конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанра, тематики и проблематики (в конкретном варианте КИМ могут быть предложены фрагменты романа, повести, рассказа, поэмы, пьесы, полный текст стихотворения).
Задания 9 и 16 части 1 предполагают выход в широкий литературный контекст и требуют сравнения данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления. Такие задания опираются на умения сопоставлять, включать в рассуждения разного рода литературные ассоциации (например: «В каких произведениях отечественных писателей изображён конфликт поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым фрагментом пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»).
При выполнении заданий части 1, требующих написания развёрнутых ответов, выполняются задачи на определение в процессе анализа места и роли эпизода (сцены) в общей структуре произведения, раскрытие сюжетных, композиционных, тематических и стилистических особенностей текста, а также на обобщение своих наблюдений с опорой на широкий литературный контекст (привлечение не менее двух произведений других авторов для сопоставления с исходно предложенным текстом).
Часть 2 экзаменационной работы требует написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанным в первой части вопросам добавляется ещё одно задание, при выполнении которого необходимо самостоятельно скомпоновать и проанализировать конкретный литературный материал. Для написания сочинения предлагается на выбор одна из четырёх тем.
Приступая к выполнению задания 17, необходимо выбрать только одну из предложенных тем и написать по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры самостоятельности и является наиболее творческой частью экзаменационной работы. Чтобы успешно справиться с этим и другими заданиями с развёрнутым ответом, необходимо внимательно ознакомиться с инструкциями к их выполнению, следуя соответствующим установкам.
Смотрите также: