Несколько текстов итогового собеседования 2025 года
Выразительно прочитайте вслух текст о герое Великой отечественной Войны, моряке Иване Васильевиче Дудорове (1926–2025).
В мае 1942 года на Соловецких островах была создана школа юнг Северного флота, куда принимали 14–16-летних комсомольцев. Это были мальчики, попавшие на корабль и мечтавшие стать моряками. В годы Великой Отечественной войны было учреждено воинское звание «юнга» с принятием присяги на верность отечеству и службой по воинскому уставу.
Иван Васильевич Дудоров — соловецкий юнга первого набора. Летом 1942 года от друзей он узнал, что военкомат набирает подростков в военно-морскую школу, и стал её учеником. В 1943 году после окончания школы Ивана Дудорова направили служить на Балтийский флот.
Однажды ночью катер, на котором Дудоров служил мотористом, обнаружил вражеские корабли. Командир приказал открыть огонь, фашисты тоже начали стрельбу. Большой осколок попал в борт катера, перебив горловину трубы одного из главных двигателей. Вспыхнуло пламя, возникла угроза взрыва. Задыхаясь от едкого дыма, Иван Дудоров схватил асбестовые маты и накрыл ими пролившийся бензин. Превозмогая боль от ожогов, моторист своими руками плотно прижал маты к двигателю. Без притока воздуха пламя прекратилось. В это же время аварийная группа перекрыла подачу бензина и закончила ремонт пробоины. Катер остался в строю, продолжая вести бой.
За этот подвиг Иван Дудоров был награждён орденом Красной Звезды. В послевоенные годы он написал несколько книг, посвящённых школе юнг и её воспитанникам.
(198 слов)
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Подробно перескажите прочитанный вами текст об Иване Васильевиче Дудорове, включив в пересказ её слова:
«По окончании учебной программы юнг расписывали по действующим флотам и флотилиям. Они участвовали в боевых операциях, умирали от полученных ран, тонули вместе со своими кораблями».
Подумайте, где лучше использовать слова И.В. Дудорова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом советском исследователе Арктики, докторе географических наук, контр-адмирале, дважды Герое Советского Союза Иване Дмитриевиче Папанине (1894–1986).
Иван Дмитриевич Папанин – известный исследователь Арктики, первый директор Института биологии внутренних вод Академии наук СССР. Он родился в Севастополе в семье моряка, его детство и юность прошли рядом с морем.
Национальным героем Папанин стал, когда в 1937 году возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Весь мир следил за работой полярников. Научная работа на льдине продолжалась 274 дня. Когда папанинцев эвакуировали с тающей льдины, её длина была менее 10 метров. За свой героический труд все участники полярного дрейфа были представлены к званию Героя Советского Союза.
Спустя год Иван Папанин возглавил работы по спасению из ледового плена ледокола «Георгий Седов». Операция была успешно завершена, а Иван Дмитриевич второй раз получил звание Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны опыт, полученный в ходе полярных экспедиций, Папанин применял для обеспечения безопасности перевозок по Северному морскому пути: корабли ледовых патрулей обследовали льды и спасали моряков с кораблей, подбитых немецкими подводными лодками.
Имя Папанина увековечено на географической карте нашей страны. Его именем назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде и Тихом океане, остров в Азовском море. Полярные моря бороздят корабли, названные в его честь. В память о нём установлены монументы и открыты музеи. В его родном Севастополе есть улица Ивана Папанина.
(199 слов)
Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Иване Дмитриевиче Папанине, включив в пересказ его слова:
«Я преклоняюсь перед беззаветным мужеством моряков и инженеров во время войны. Опасность, холод и голод были их постоянными спутниками, так же как стойкость, находчивость и великое терпение».
Подумайте, где лучше использовать слова И.Д. Папанина в пересказе.
Вы можете применить любые способы цитирования.
Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза, командире торпедного катера Василии Ивановиче Быкове (1920‒1999).
В XX веке в состав военно-морских сил Советского Союза входили торпедные катера. Это были небольшие быстроходные корабли, чьё вооружение составляли торпеды ‒ самодвижущиеся подводные боевые заряды. Во время Великой Отечественной войны одним из самых знаменитых капитанов торпедных катеров был Василий Иванович Быков.
Василий Быков окончил Высшее военно-морское училище во Владивостоке. Службу начал на Тихоокеанском флоте, командовал катером. В 1943 году Быкова перевели на Северный флот в бригаду торпедных катеров. Задачей бригады было действовать в Баренцевом море – перерезать морские коммуникации противника, выслеживать вражеские подводные лодки, обеспечивать безопасный проход по морю советских кораблей.
В августе 1944 года торпедные катера получили приказ атаковать немецкий конвой ‒ группу из нескольких десятков кораблей. Катер под командованием Быкова первым стремительно подошёл к противнику и создал дымовую завесу, что обеспечило скрытый подход остальных катеров. Сражение длилось меньше 40 минут. Было потоплено 14 вражеских кораблей, ещё три получили повреждения. Благодаря слаженным и умелым действиям экипажа Василия Быкова боевая задача была блестяще выполнена.
За образцовое выполнение боевого задания и проявленное мужество Василий Быков был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны Василий Иванович продолжил служить в Военно-морском флоте. Он командовал кораблями Черноморского флота, преподавал в военно-морской академии, вышел в отставку в звании контр-адмирала.
(195 слов)
Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Василии Ивановиче Быкове, включив в пересказ слова капитана I ранга Игоря Дмитриевича Шабалина:
«Василий Иванович Быков был прирождённым моряком и командиром. Он обеспечил разгром немецкого конвоя при отсутствии потерь с нашей
стороны».
Подумайте, где лучше использовать слова И.Д. Шабалина в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.
Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза, участнице Великой Отечественной войны, партизанке Елизавете Ивановне Чайкиной (1918–1941).
Елизавета Ивановна Чайкина родилась в Тверской области. В школе девушка вступила в комсомол, вела активную общественную деятельность. Началась Великая Отечественная война. Накануне прихода оккупантов в её родные края Лиза Чайкина принимала активное участие в формировании партизанского отряда. Девушка также подготовила подпольные комсомольские ячейки. Ребята вели разведку, поддерживали связь с партизанами. Лиза участвовала в большинстве боевых операций партизан.
На своё последнее задание Елизавета Чайкина ушла 12 ноября 1941 года. Она вместе с товарищами распространяла листовки с докладом Сталина. В небольшой деревне Лиза остановилась у своей подруги. Об этом узнал местный староста и донёс на неё фашистам. Враги прибыли под утро. Дом сожгли, всю семью подруги расстреляли на месте, а Лизу забрали на допрос в гестапо.
Девушку пытали, требуя выдать имена подпольщиков и расположение партизанского отряда, а она только твердила сквозь сжатые от боли зубы, что ничего не знает, приехала три месяца назад из Ленинграда. Она не предала своих товарищей.
Девушку изувечили так, что на рассвете она не могла идти сама – её несли. Её подняли, привязали к столбу на глазах десятков земляков. Лиза была убита. В 1942 году Лизе Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. На месте её гибели возвышается обелиск.
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Подробно перескажите прочитанный вами текст о Елизавете Ивановне Чайкиной, включив в пересказ её слова:
«Красная армия победит, придёт конец фашистскому игу. Помогайте партизанам, разоблачайте врагов, не давайте хозяйничать фашистам в нашем советском доме».
Подумайте, где лучше использовать слова Е.И. Чайкиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.