Для итогового собеседования

Демоверсия |  Тренировочные варианты | Критерии оценки 

Тексты итогового собеседования 2025 года для Астраханской области, Удмуртской республики, Ульяновской области, Самарской области, Саратовской области, Волгоградской области.

Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза, санитарном инструкторе, офицере-танкисте Ирине Николаевне Левченко (1924‒1973).

Великая Отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. Вместе с мужчинами на защиту Родины встали женщины. По официальным данным, в Красной армии сражались около 500 тысяч женщин. Среди них были даже танкистки! Ирина Николаевна Левченко была одной из них.

Ещё школьницей Ирина Левченко научилась стрелять из винтовки и оказывать первую медицинскую помощь, поэтому уже в самом начале войны записалась в народное ополчение и была отправлена под Смоленск, где шли тяжёлые бои. Санитарный инструктор Левченко выносила раненых с поля боя, сопровождала их в госпитали. При выполнении боевого задания получила ранение. После выздоровления она попала на фронт в Крым, где помогала раненым танкового корпуса.

После второго ранения врачи признали Ирину негодной к военной службе. Но девушка проявила настойчивость: добилась встречи с командующим бронетанковыми войсками, после которой была зачислена в танковое училище. После его окончания Ирина Левченко продолжила воевать офицером ‒ командиром группы лёгких танков. Война для танкистки закончилась под Берлином. За боевые заслуги Ирина Левченко была награждена орденами и медалями, получила звание Героя Советского Союза.

После войны Ирина Николаевна продолжила службу в армии, окончила военную академию, ей было присвоено звание гвардии подполковника. О своей службе в годы войны Левченко написала несколько книг.
(197 слов)

Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Ирине Николаевне Левченко, включив в пересказ слова из письма военного командования её матери:

«Командование поздравляет вас с получением вашей дочерью Ириной Николаевной Левченко ордена Красной Звезды за мужество, отвагу и героизм... Ваша дочь мастерски дерётся с врагом, и вы можете гордиться ею».

Подумайте, где лучше использовать слова из письма в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования


Выразительно прочитайте вслух текст о советском военном лётчике- истребителе, Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве (1916– 2001).

Практически все школьники Советского Союза читали «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Прототипом главного героя стал лётчик Алексей Петрович Маресьев.

В детстве Алексей был настолько слабым и болезненным, что представить его лётчиком было невозможно. Поэтому после окончания школы юноша освоил профессию токаря. Позже, мечтая о полётах, Маресьев поступил в Московский авиаинститут, занимался в аэроклубе. В армии служил в пограничной авиации на Сахалине.

В начале Великой Отечественной войны Маресьев добровольцем ушёл на фронт. В апреле 1942 года в бою под Новгородом его самолёт был сбит. Совершая аварийную посадку, он зацепил верхушку дерева и упал с высоты около 30 метров в сугроб. 18 суток Алексей полз по лесу, надеясь на помощь, обморозил ступни. Врачам пришлось ампутировать их.

Ещё находясь в госпитале, Маресьев решил вернуться на фронт. Он научился ходить на протезах и даже танцевать. Прежде чем лётчика допустили до управления истребителем, ему пришлось пройти множество комиссий. Только зимой 1943 года он совершил новый боевой вылет. Через полгода Алексей Петрович сбил сразу два вражеских бомбардировщика, сохранив жизни боевых товарищей. Всего за время службы Маресьев совершил 86 боевых вылетов, в которых сбил 11 вражеских самолётов, причём семь из них – уже летая с протезами. Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
(197 слов)

Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Алексее Петровиче Маресьеве, включив в пересказ его слова:

«Когда после госпиталя в моей карточке написали: „Годен во все рода авиации”, я чувствовал себя на вершине счастья».

Подумайте, где лучше использовать слова А.П. Маресьева в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух.
Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза Матвее Кузьмиче Кузьмине (1858–1942). 

В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник: пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается вдаль. Это Матвей Кузьмич Кузьмин, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина.

В начале войны Матвею Кузьмичу было 83 года. В августе 1941 года его родная деревня Кура́ кино Псковской области была оккупирована гитлеровцами. Фашисты предложили старику сотрудничество, но тот отказался.

В начале 1942 года неподалёку от деревни Куракино заняла оборону советская стрелковая бригада, а в феврале в деревню прибыл батальон немецких горных стрелков. Он должен был нанести советским войскам внезапный удар с тыла. Гитлеровцам нужен был проводник. Матвею Кузьмичу пообещали деньги, муку, керосин и охотничье ружьё. Старик на предложение согласился. Ночью 14 февраля немецкий отряд вышел из Куракина. В темноте Матвей Кузьмич водил врагов лесными тропами, а на рассвете они вышли к деревне, где их неожиданно встретил шквальный огонь. Дело в том, что сын Кузьмина Василий сообщил командиру стрелковой бригады о планах врага. Чтобы выиграть время, Матвей Кузьмич всю ночь водил немцев окольными дорогами, а на рассвете вывел под огонь советских бойцов. Поняв, что старик обманул их, фашисты застрелили его. Вражеский отряд был разбит, операция гитлеровцев сорвана.

83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за всю историю его существования.

(201 слово)

Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матвее Кузьмиче Кузьмине, включив в пересказ слова историка, сотрудника Музея Победы Сергея Позёмова:

«Примечательно, что самым старшим Героем Советского Союза стал не военнослужащий, а обычный человек из народа, повторивший выдающийся подвиг Ивана Сусанина».

Подумайте, где лучше использовать слова С. Позёмова в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования.


Выразительно прочитайте вслух текст о русском полководце, герое Отечественной войны 1812 года, генерале Николае Николаевиче Раевском (1771–1829).

Николай Николаевич Раевский – талантливый военачальник, участник русско-турецких, русско-французских и других войн. Ещё в младенческом возрасте он был записан в армию. Так тогда было принято. В возрасте 22 лет за воинскую доблесть и отличную службу Раевский получил чин полковника.

Слава пришла к полководцу во время Отечественной войны 1812 года. Солдаты под командованием Раевского сдерживали наступление французов. В наиболее тяжёлый и, казалось, безвыходный момент боя генерал Раевский, взяв за руки двух своих сыновей, младшему из которых было всего 11 лет, пошёл с ними в атаку. Героизм военачальника и его детей стал для солдат примером мужества. Следуя за командиром, русское войско смогло одержать победу над врагом.

Центром знаменитого Бородинского сражения был высокий холм, на котором расположилась артиллерийская батарея Раевского. Практически все силы армии Наполеона обрушились на эту позицию. Ценой больших потерь, с третьей попытки французам удалось захватить холм. Почти все солдаты Раевского погибли. Теперь на этом месте возвышается главный монумент на Бородинском поле.

Главнокомандующий Кутузов называл генерала «мой герой». Храбрость полководца воспел в своих стихах поэт Василий Андреевич Жуковский. С Раевским дружил Александр Сергеевич Пушкин, который видел в нём не только смелого военачальника, но и порядочного, сильного человека с прямолинейным характером и светлым умом.
(191 слово)

Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче Раевском, включив в пересказ его слова:

«Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперёд за царя и Отечество!»

Подумайте, где лучше использовать слова Н.Н. Раевского в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования