Несмотря на всю критику в адрес нового экзамена по русскому языку – устное собеседование, хочу высказаться в его поддержку.

Будучи на данном экзамене в качестве организатора – собеседника хочется отметить, что экзамен хороший, один из немногих современных экзаменов, который учит детей контролировать свою речь, учит вступать в диалог и делиться своим мнением о прочитанном или увиденном.





Однако, к концу 9 класса, к сожалению, не все обучающиеся умеют говорить! Да, именно говорить. Речь несвязная, рот закрывают рукой, стесняются высказать своё мнение и т. п.

На мой взгляд, этот экзамен надо делать намного раньше - для выпускников начальной школы. В 10-11 лет ребёнок ещё учится диалогу, младший школьник с удовольствием расскажет и о прочитанной книге, и об экскурсии, а у кого не получится – педагог обращает внимание - и до выпуска из школы можно научить его всему, чего так не хватает выпускникам, девятиклассникам.

Но обо всём по порядку.

Задание № 1 Выразительное чтение текста.

Выразительное прочтение получается у 3-5% девятиклассников. Привыкшие читать на скорость дети, как из автомата, быстро, с ошибками, лишь бы прочитать, выполняют задание за 1-1,5 минут. Хотя на выразительное чтение отводится 2 минуты и на подготовку тоже 2 минуты.

О подготовке: дети вообще не понимают, как готовиться к выразительному чтению!

- Во время подготовки следует обратить внимание на имена собственные, многие из них девятиклассники читают впервые. Заострите своё внимание на ударении и прочитайте эти слова несколько раз.

- Проблема выпускников – числительные. Даже в именительном падеже читают с ошибками. А если родительный или дательный падеж – катастрофа! Следовательно, перед собеседованием откройте правила склонения числительных, и Вас приятно будет слушать.

- Выразительное чтение подразумевает эмоциональное прочтение текста, с соблюдением знаков препинания. Запятая – это пауза, точка - пауза больше. Восклицательный знак - усиление эмоций, абзац – пауза более длительная и т.п.

Задание № 2. Пересказ текста.

Самая распространённая ошибка – писать всё подряд, сколько успеешь.

Такая подготовка самая неэффективная. За 3 минуты списать весь текст никто не успевает! Поэтому:

- Медленно прочитай текст по абзацам.

- Зафиксируй основную мысль каждого абзаца.

- Обрати внимание на имена собственные, постарайся вспомнить с чем они связаны. Запиши их правильно и с ударением.

- Запиши числительные. Желательно используй их в именительном падеже. 

Задание №3. Монолог.

На устном экзамене для монолога 80% девятиклассников выбирали фотографию или картину. В этом заключается их ошибка. Во-первых, картинки, распечатанные на чёрно-белом школьном принтере очень плохого качества. Ни красок на картине, ни лиц на фотографии ты отчётливо видеть не будешь. И все заготовки – клеше могут быть заучены в пустую.

Вот рекомендации для выполнения 3 задания.

- Выбирай тему, где требуется твой личный опыт. Не вспомнишь, так придумаешь.

- Составь план ответа. Продумай о чём будешь рассказывать.

- Не используй названия городов, в которых ты сомневаешься. (Эти города, могут быть хорошо знакомы экзаменатору.)

- Не волнуйся. Монолог, основанный на твоём личном опыте – это твоё личное мнение.



- Следи за речью. Не используй числительные.

- Не считай предложения (не загибай пальцы). Экзаменатор – эксперт тебя остановит, когда следует.

Задание №4. Диалог.

Тема диалога всегда связана с монологом. Поэтому учти, если ты выбрал картину или фотографию, что ты по ней сможешь сказать в диалоге?

- Во время диалога будь спокоен. Любой экзаменатор-собеседник заинтересован в твоём хорошем ответе.

- Говори, что думаешь, но следи за речью. Избегай просторечных слов: фотка, пацаны, картинка и др.

- Во время диалога речь должна быть живой, долго не думай над ответом.

- Включайся в диалог с радостью, старайся понравиться!

Удачи!

Связанные страницы: