Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.
Основные подходы к оцениванию сжатого изложения представлены в документе ФИПИ "Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2017 года"
(Задание 1)
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
*Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
Критерии оценивания задания 1
Таблица 1
№ | Критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ по русскому языку | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения (см. таблицу 2*) | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2*. | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,но упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,но упустил или добавил более 1 микротемы. | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. | 2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,но допущено более 1 логической ошибки,и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
*Таблицу 2 смотрите в документе ФИПИ
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 7
Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.
Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
- соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
- последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;
- точность передачи информации в каждой из микротем.
Важно обратить внимание на то, что изложение – это не воспроизведенный, а созданный текст. Это положение нацеливает экспертов, оценивающих изложение учащегося, на то, чтобы они учитывали не только содержательные характеристики сжатого изложения (наличие микротем, ключевых слов), но и логику развития авторской мысли.
Автор текста может раскрывать генеральный тезис, сформулированный в первом абзаце, может актуализировать новые аспекты в как будто бы всем известном понятии, может опровергать бытующее представление о том или ином явлении и т.д. Так, в приведенной работе учащегося мы видим полное соответствие изложения стуктурно-смысловым частям исходного текста.
Это, например, проявляется в последовательности ключевых слов: призвание, талант, трудолюбие, счастье, специалист, любимая профессия и т.д. Именно поэтому, для того чтобы повысить объективность и надежность проверки, эксперту следует очень тщательно изучить исходный текст, выявить авторскую цель, которая отражена в выборе темы, последовательности смысловых частей, отборе речевых средств.
Смотрите также: