Теория к новому заданию 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку.
В 2021/2022 учебном году внесены изменения в КИМ по русскому языку. Коснулись эти изменения и задания 1. Предлагаем материалы для подготовки к экзамену от учителей русского языка.
→ скачать теорию (автор: Суязова Ирина Анатольевна)
→ скачать теорию (автор: Крючкова Галина Анатольевна)
→ варианты задания №1 (практика)
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
1) автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?) Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;
2) Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?) Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;
3) Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?) Рассуждение: даны размышления персонажа
Формулировка задания 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку из демоверсии:
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Исходный текст:
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
Связанные страницы: